воскресенье, 08 января 2017
Нижеизложенный текст взят мной у Гвайломэ, которая, судя по копирайтам, также нашла его в сети. В то же время, не могу не согласиться с видением автора на обозначенную проблему.
А если серьезно - прочитайте. Оно того стоит.
На развалинах ПонилэндаДумаю, ни для кого не секрет, что я не являюсь особо активным участником жизни ролевого движения. Я не езжу на конвенты, не зависаю в «Точке сборки», не принимаю участия в сетевых обсуждениях. Во многом это является показателем моего отношения к ролевому сообществу в целом. И большое спасибо платьесрачу за то, что я наконец-то собрался сформулировать причины, по которым я стараюсь держаться подальше от оного ролевого сообщества, и по которым многие могли наблюдать в упомянутом сраче элемент «дайте мне другое ролевое движение». В общем, это пост о том, кто испортил ролевое движение.
читать дальшеВ этом году будет 13 лет с тех пор, как я поехал на свою первую полигонную игру, и 15 лет с момента, когда я вообще попал в этот движ. Как говорится, я видел вещи(с). И я вспоминаю ролевую тусовку десятилетней давности. Ее основным отличием было абсолютное принятие. Серьезно, ролевая тусовка сверхтолерантна, в ней приживаются даже те, кого выгнали из панков (что со временем стало скорее недостатком, чем достоинством, но об этом в другой раз). В то время тусовка была замечательна тем, что тебя там принимали любым, со всеми твоими настоящими или вымышленными недостатками и заебами. Толстый, некрасивый, странный – без разницы. Считаешь себя эльфом или магом, ходишь в астрал как на работу – плевать. Тусовка была отдушиной, своего рода Нарнией, куда можно было сбежать от проблем реального мира: надоевшей учебы, постылой работы, ссор с родителями, одиночества, непонимания. Человек представлял ценность сам по себе. Да, это был такой глобальный Понилэнд с дружбомагией. На поляне (многие помнят поляны?) ты мог заговорить с кем угодно, не опасаясь, что тебя высмеют или проигнорируют. На Зиланте ты мог подойти к ребятам в прикольных костюмах и сказать: «Чуваки, вы такие клевые! Хотите пива?» или даже «А у вас пива случайно нет?» Встречи на играх перерастали в многолетнюю дружбу, вы ездили друг к другу в гости в другие города, возможно даже автостопом. И неотъемлемой частью Понилэнда была анонимность. Можно было годами играть с человеком, общаться, ездить в гости, вести многочасовые разговоры, бухать, трахаться в конце концов, и при этом не знать, как его зовут по паспорту. В тусовке имели хождение только ники. Имена узнавались случайно, либо для весьма конкретных целей: например, как звать к телефону человека, живущего с родителями. Даже на конвертах с бумажными письмами писали ники – тогда так было можно, не знаю, как сейчас. А потом в заявках на играх начали требовать указывать паспортные данные, и все покатилось к ебеням. Именно в этот момент ролевое движение испортилось – пока незаметно, как подгнивший изнутри фрукт, но неотвратимо.
Сейчас поясню, почему утрата анонимности оказалась фатальной. Казалось бы, какая разница между Галадриэлью и Ивановой Марией Петровной (Галадриэль)? Пока это оставалось исключительно в мастерской почте – не было никакой. Но появление баз данных игроков изменило все.
Вернемся в наш Понилэнд. Почему вообще это пространство дружбомагии могло существовать? Потому что существовало четкое разделение между ним и «цивильным» миром. В цивильном мире учились, работали, чего-то добивались, занимались самоактуализацией, одним словом. В Понилэнде прятались, как в убежище, оставляя все атрибуты «цивила» за порогом. И переход из одного пространства в другое маркировался сменой имени. В те времена употребление цивильных имен практически единогласно осуждалось. При этом психически здоровая часть тусовки (оставим в стороне эльфов и магов по жизни), прекрасно понимала, что тусовка – это такой симулякр реального мира, некая вторичная реальность, которая искусственно создается и поддерживается при помощи невысказанного общественного договора, конвенциональных правил, соблюдаемых всеми участниками процесса. Соблюдение этих правил и позволяло существовать довольно замкнутому мирку, полному принятия, любви и дружбы. Не ломай чужую игру, и тебе не сломают твою. Принимай другого, и примут тебя. Элементарные правила, уютный мир, похожий на настоящий, но лишенный того негатива, что заставил когда-то искать убежище.
Потом тусовка начала взрослеть. Школьники поступили в институты, студенты доучились и пошли кто в аспирантуру, кто на работу. Началась концептуализация ролевых игр, люди стали писать дипломы и диссертации, посвященные РИ, и это изменило дискурс внутри сообщества. «Ролевые игры – это серьезно» - прозвучало в какой-то момент в инфополе, и тусовка с упоением начала делать все еще сложнее, привнося в симулякр Понилэнда все больше элементов цивильного мира. Теория РИ, семинары, ролевые СМИ, реклама игр, вот это вот все в какой-то момент стало слишком серьезным. Получил весьма широкое распространение AllRPG, где нужно было указывать паспортные ФИО. (Я лично указал их для регистрации, а потом удалил при редактировании профиля, но я явно в меньшинстве.) Вместе с цивильными именами появились «портфолио игрока» - и внезапно оказалось, что количество игр и качество ролей на что-то влияет. Началась гонка антуражей, все эти клинки от Дика, костюмы от Золотых Лесов. Появилась социальная лестница игроков. Появилась «ролевая элита», простигоссспади. «Сильный ролевой игрок» внезапно начало считаться достижением. Симулякр стал подлинной реальностью. Понилэнд и дружбомагия остались в прошлом, пришла пора конкуренкции и самоактуализации. Так в ролевые игры пришел Вавилон.
От игр начали ожидать результата. «Я заплатил взнос, какого хрена я плохо поиграл?»
От игр начали ожидать результата, удовлетворяющего потребность в самоактуализации и чесании ЧСВ. «Мы выиграли ролевую игру».
Вот что на самом деле называется «десакрализацией игрового пространства» - когда требования к игровому (в том числе тусовочному) взаимодействию предъявляются такие же, как к реальному. Почему-то из общественного сознания совершенно выпал тот факт, что когда-то сообщество создавалось в пику этой самой реальности. Десять лет назад платьесрач был невозможен не потому, что тогда не знали слова «объективизация», а потому что это явление существовало за пределами Понилэнда, и никому в голову бы не пришло вкладывать такой смысл в безобидную фотографию с довольно беззубой подписью. Десять лет назад заявление о том, что сюжетный конфликт игры призван рассорить игроков и макнуть их в грязь было бы невозможно не потому, что никто не ссорился на играх и после них, а потому что никому не приходило в голову оспорить то, что сюжетный конфликт существует только в Понилэнде, он может вызвать сильные эмоции, но все равно останется ненастоящим.
Вроде бы до сих пор считается дурным тоном обижаться на действия другого игрока в рамках роли, равно как и переносить пожизневый конфликт в игру. Лучше бы вы переносили туда-сюда конфликты, честное слово. Но вы притащили в Понилэнд цивильную реальность. Теперь кушайте ложечку за объективизацию, ложечку за отход от конфликта как основной движущей силы игры, ложечку за кастинги, ложечку за оплату мастерского труда…
Вот что стало с вашим ролевым движением. Вы сами положили под бульдозер страну чудесных пони, чтобы расширить Вавилон, а теперь удивляетесь, что пони разбежались.
А ролевики всегда были такими же, как и обычные люди - потому что они есть эти самые обычные люди. Просто раньше это принято было скрывать.
(с) vk.com/id11011289/
Внутренняя Монголия
@темы:
РИгры,
все было сказано до нас
Просто, может быть, эти островки уходят в тень, и существуют в меньших масштабах. Но блин, не может быть, чтоб они напрочь пропали.
Но что ролевое движение "выросло" (во всех смыслах, и в плохом тоже) - это, вероятно, естественный процесс. Вся эта политота и адские срачи на ее тему, буйным цветом расцветшие в тусовке - в нынешних условиях, наверное, неизбежны. Если, конечно, речь не о совсем эскапистах.
Но. Но. Как же хотелось бы опять, чтобы некоторых отвратительных явлений не было...
Erich_F, я вот просто тихо склоняюсь к необходимости делать "игры 90х". Без обязательных тонн антуража, без 80 листов правил и запредельных взносов.
Гест, о, спасибо!
А вот менять тусовку, поворачивать ее вспять - и нереально, и, по сути, наверное, ненужно.
А ещё оптимистично надеюсь, что из веяния делать игры "серьёзными, концептуальными и новаторскими" в худшем смысле этого посыла - люди тоже вырастут со временем.
Меня не было в ролевой среде 17 лет (по независящим от фэндома причинам). Я вернулась, внезапно съездила на игру крупным именным персонажем, получила больше удовольствия, чем 17 лет назад - игра была организована лучше, мастера вкладывали душу, ум. опыт, а не выпендривались. Костюм у меня был весьма условно подходящим...
Была звана еще на несколько игр, но на одну не поехала, на другие вряд ли - опять же, по причинам, не имеющим отношения к фэндому.
Про общение вне игр - можно посмотреть у меня свежий пост.
По мне, автор исходного текста хочет ныть, что и с успехом делает.
Или я могу ему дать коры мастеров, от которых в восторге; мож, он не к тем на игры ездил?!
Если говорить об играх - конкретно я за последние годы бывал только на хороших и очень хороших играх (сейчас не езжу, так как временно не испытываю желания, ну и есть другие более актуальные дела). Тут мне грех жаловаться на мастеров. Но взаимоотношения в тусовке - это какой-то трэш. Раньше даже в страшном сне бы не приснились скандалы и ненависть по причине вполне себе пожизневых взглядов, попытки сводить счеты из-за этих самых расхождений во мнениях и т.д..
А "пожизневые взгляды" - почему-то вокруг меня их нет. То есть есть люди мерзкие. Мерзость видна не сразу, но оно проявляется и в фэндоме, и вне его. И по фэндомным темам, и по политике. ВЫход прост: обнаружил, что душком потянуло, - надо держаться подальше.
В 90-е технических возможностей для холиваров было меньше, откуда и холиваров меньше было. Но были. И деваться от них было сложнее, реал-то не забанишь...
Есть и реальные мрази, но с ними я уже порвал всякие отношения, невзирая на то, что какое-то время они поддерживали меня (возможно, не искренне, а по принципу "против кого дружим").
Но лично моя фэндомная жизнь за эти 20 с лишним лет стала стократ более гармоничной. Потому что возможность отсечения лишних потоков информации - также возросла.
А вообще есть известная поговорка: "толкинутый фэндом умирает дольше, чем большинство фэндомов существует"
Я сейчас пересмотрела первый абзац исходного поста.
Автор неправ глобально. И вот почему. В его первом абзаце (да и в остальном тексте, который мне не хочется перечитывать), нет НИ ОДНОГО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО утверждения. Только "не": он/-а не ездит, не то, не сё... То есть это человек, НЕ реализующий себя. Или реализующий слабо. Ну а таким всегда всё плохо.
Так что выводы о "не реализующем себя" явно слегка поспешили.
А что до конфликтов - тут соглашусь с Erich_F - интернет да, расслабляет. Но то, сколько гадости повыползало из него в "уютные и ламповые РИ" уже слегка начинает пугать.
Речь не о реальности, а о ее восприятии.
Речь о чистой связи грамматики и психологии. О частице "не".
Когда человек говорит "я делаю то-то и сё-то" - такому человеку имеет смысл доверять.
Когда человек характеризует себя как "я не ем грязь, не приношу младенцев в жертву Кали, не выдираю страницы из книг" - я стану держаться от него подальше. Хотя и я не делаю всего этого.
В общем, я всё сказала. Фэндом стал гармоничнее, умнее и продуктивнее. Если чей-то личный фэндом требует на входе паспортные данные и отпечатки пальцев, можно перейти в мой %))) Это недалеко, и вход свободный
Я не логик, я, скорее, ощущенец, но в этом случае даже мои жалкие остатки логики
И вот. Автор тут пишет о том, как хорошо было 10-15 лет назад, что никто не требовал паспортных имён, принимали таким, как есть. Однако именно тогда я активно пыталась влиться в тусовку, думала поехать на игру. По конам как минимум ходила (ездить денег не было, но местный тогдашний Веркон очень ждала и посещала). И почему обломалась - мне отчаянно тогда везло на тн "цивиляков". Стоило в реале сказать "здрасте, меня зовут Каленмир, ищу друзей" - как начиналось мозгопромывательство о том, что я не Каленмир, а кто-то там - что у тебя в паспорте, девочка? (надо сказать, у меня номатофобия, и до 18 лет было особенно тяжело с именем, которым назвал отец - я от него избавилась в итоге, но адекватно на него реагировать не могла, и всё). Оценивали, как я одета - и начинали говорить, что в повседневе так низзя, надо джинсы и майку, как все нормальные люди. Хотя я тогда всего-то на рынке хипповые шмотки покупала и хайратники из тесьмы носила, это сейчас сама шью активнее и лучше. Вырастешь - на работу не возьмут - пыщпыщ... Общаться с такими людьми сразу расхотелось, ни на какие игры в итоге я не поехала. В итоге ушла в готы. Где замороченность на антураже по жизни, а не только по выходным, не осуждалась как раз, где царил ещё и бодимодинг, и странные причёски (хотя тоже потом возникла куча своих заморочек).
Ну и внутренние заморочки тоже были, за которые доставалось. Именно "эльф и маг по жизни", хотя выходит, адекватный всё же. В сети находились более дружелюбные люди, в реале не везло хронически. Сейчас зато обрисовываются хорошие адекватные товарищи из РД, и на 31 году жизни даже подумываю поездить наконец по играм - пора уже, раз так везёт с кругом общения =) Тогда я нашла себе иногороднихъ товарищей - таких же дивнюков, кои не играли, а просто вместе глючились, общались на волнующие темы. Именовали себя квены. Тоже до сих пор отношения поддерживаем.
Мне кажется, основная тема тут - принятие. В каких формах и куда идёт запрос, как он реализуется, насколько социально-культурный слой ролевых игр с ним связан и как.
Потребность в принятии - она была, есть и будет. В чём-то люди учатся давать его себе сами, в чём-то дают близкие. Ролевая тусовка была местом, где можно было получить принятие определённого рода. Видимо, теперь люди либо получают его в другом месте, и в РИ идут за другим, либо повседневные условия жизни трансформировали саму потребность. По аналогии с андеграундом: чем больше давление со стороны цивильного общества (тоталитаризм, репрессии и т.п.), тем больше люди уходят в отрицание, а чем общество либеральнее, тем меньше напряжение, и культура андеграунда сходит на нет (начинается что-то другое).
Тут возникает куча вопросов. Есть ли сейчас у ролевиков потребность в принятии такого же рода, как в 90-х? Если да, то очевидно, что реализуется она уже как-то иначе (как?) и в другом месте (где?). За чем и для чего теперь идут в РИ? То есть мы видим, что РИ стали источником другого ресурса, но за этим стоит какой-то процесс, и слишком просто было бы свести его к тому, что пришёл кто-то плохой и всё испортил.
была у нас одна такая, со всеми асрально сражалась. Было удивительно узнать, что ты с ней сражался три ночи (когда честно готовился к экзаменам)
не скажу, что сильно терпимы мы к таким были. Дразнили так, что ой.
дело не в том, имхо, что ролевики стали другими, а в том, что ролевики и тогда и сейчас были частью общества, как бы ни отрицал это автор статьи
просто общество изменилось. сильнее, чем нам кажется.